Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Исаева Ольга Анатольевна – новости

Список новостей

«Будьте с ребенком в одной команде». Психолог объясняет, как помочь малышу адаптироваться в новом коллективе

Дома ребенок чувствует себя в безопасности, но рано или поздно приходится столкнуться с другим миром, где много чужих людей, непривычных правил, да и вообще сплошная неизвестность. В преддверии 1 сентября мы решили поговорить о том, как помочь малышу приспособиться к новым условиям? Полезными советами с нами поделилась психолог Ольга Исаева.


Ольга Исаева
психолог, гештальт-терапевт

Дети редко выражают свою проблему словами — присматривайтесь к поведению


— Часто ли у детей возникает проблема с адаптацией в незнакомом месте, к незнакомым людям?

— Для детей ситуация адаптации к чему-то новому — это нормальнj. Но все же им требуется время для того, чтобы привыкнуть к переменам.

Если же проблема не решается достаточно долго, можно говорить о дезадаптации.

— Как обычно ребенок это проявляет?

— В случае с детьми стоит обращать внимание на поведенческие факторы. Они редко выражают свою проблему словами, так как обычно сами не понимают, что не так.

Признаки могут быть разными, зависит от характера ребенка. Кто-то становится капризным, крикливым, непослушным и даже неуправляемым. Кто-то, наоборот, замыкается в себе, проявляет робость, неуверенность. Часто последние становятся почти незаметными, как бы желая раствориться в пространстве.

Некоторые дети уходят в регресс (обратное движение), например, возвращаются к старым игрушкам, книжкам, привычкам. Чтобы как бы перенести себя в более младший возраст, когда было ощущение комфорта и безопасности.

В первые три недели ребенок может даже заболеть. Это частая ситуация.

В любом случае родители точно заметят достаточно резкие перемены в поведении. И эти сигналы не стоит игнорировать.

— Когда родителям нужно начать беспокоиться?

— Если ситуация не меняется продолжительное время (в случае с первоклассниками — вплоть до второй четверти), значит, проблема не решена. На нее обязательно нужно обратить внимание. В тяжелых случаях возможны такие «симптомы», как:

  • нарушение аппетита;
  • снижение веса;
  •  нарушение сна;
  • постоянная болезненность;
  • апатия

и даже проблемы с давлением. 

— Есть дети, которые больше, чем другие, склонны к сложной адаптации?

— Тут я бы говорила о детях с неустойчивой нервной системой. Они ослаблены изначально и дополнительная эмоциональная нагрузка для них особенно трудна.

Если ваш ребенок по типу темперамента ближе к меланхолику или, наоборот, к холерику, ему потребуется чуть больше времени и больше родительской поддержки.


Не спешите отдавать ребенка в школу


— У родителей есть выбор: отдавать сына или дочь в школу в 6 лет или в 7. Какой возраст вы советуете?

— Физиологически к школе больше готовы семилетки. У них более устойчивая нервная система.

— Специалисты, которые проводят диагностику готовности детей к школе, отмечают, что более 50% шестилеток, как правило, не готовы к школе, среди семилеток этот показатель — 30%.

— Нужно ли ребенка заранее постепенно подготавливать к предстоящим переменам?

— Да, конечно. Рассказывайте о школе позитивно. Начинайте уже в последний год детского сада. Только не нужно убеждать ребенка, что скоро он, как и папа с мамой, начнет ходить на свою «работу», у него будут обязанности, он станет взрослым. Все эти доводы, скорее, отбивают желание, чем заинтересовывают.

Говорите о том, что в школе ваш сын или дочь познакомится с новыми людьми, у него будут новые друзья, он сможет найти свое увлечение, которое поможет в будущем выбрать интересную профессию, что там будет как учеба, так и праздники, каникулы, походы в кино, музеи и так далее. Да, нужно будет и потрудиться, но вообще, там может быть интересно.

Следите, чтобы ребенок соблюдал режим. Когда появится дополнительная нагрузка, с непривычки ему может быть тяжело. Только обязательно объясняйте малышу свои действия. Почему ему пора спать, зачем привыкать к школьному режиму и так далее.

— Нужно ли водить малыша в школу, которая готовит к школе?

— Тут родителям нужно честно самим себе ответить на вопрос: они хотят это сделать для того, чтобы ребенку позже было легче и в учебе, и в адаптации, или удовлетворить свои амбиции, мол, мой ребенок должен быть лучшим! Принуждение никогда не бывает полезным. Заставляя чадо ходить на какие-то курсы, вы можете сформировать у него отторжение и к будущей школе.

Нужно действовать осторожно. Важно, чтобы получаемые знания были интересными для ребенка, но не перенапрягали его. Если удастся найти комфортный баланс и малышу будет в радость, почему бы и нет?


Не запрещайте брать с собой игрушки


— Какие существуют психологические приемы, которые помогут малышу привыкнуть к новому?

— Если родители знают, что их ребенок слишком скромный, на первой линейке они могут помочь малышу познакомиться с одноклассниками или попросить об этом учителя.

Не запрещайте сыну или дочке брать с собой в школу небольшие игрушки. Не стоит делать переход к взрослению слишком резким. Домашние вещи — это как дополнительная точка опоры. Кроме того, машинки и куклы привлекают внимание других ребят. Так может завязаться диалог, игра, знакомство, а далее — дружба.

Очень полезно праздновать дни рождения в школе. Дайте малышу с собой конфет или пирожных, которыми он угостит класс на переменке. Если есть возможность, можно устроить и общий праздник на выходных с походом в кино или в кафе. Это тоже очень объединяет.

— Когда бы вы советовали отвести ребенка к психологу?

— В случае ярого протеста, если ребенок не может завести друзей и говорит, что его никто не любит, если малыш очень часто болеет — все это крики о помощи, первокласснику явно очень тяжело.

Я бы советовала в данном случае не индивидуальные занятия с психологом, а групповые. Как правило, в таких группах специалист с помощью игры учит ребят выстраивать коммуникативные модели поведения, которыми они потом пользуются и за стенами кабинета психолога.


Старайтесь не попасть в «ловушку хорошего родителя»


— Если ребенок просит один денек пропустить школу, можно ли ему уступить?

— Если вы видите, что малыш действительно очень устал, ему плохо, болит голова или просто нет сил, лучше действительно пойти на уступки в виде исключения. Но если такие просьбы повторяются слишком часто, стоит поговорить с ребенком, почему он не хочет идти школу, что там происходит, что так неприятно ему.

Все же желательно такие авантюры не поддерживать. Если разрешили остаться дома просто так, не создавайте тепличных условий. Раз в школу не пошел, пусть поучаствует в домашних делах, поможет маме, почитает побольше, выполнит какие-то задания. Ведь день сидеть дома и смотреть любимые мультики, пока остальные товарищи учатся, очень даже приятно. Можно и привыкнуть (смеется).

— Что делать, если ребенок стал изгоем в классе?

— Это очень сложная ситуация. Как правило, дети о ней не хотят говорить ни учителям, ни родителям, а внутреннее напряжение копится.

Если вдруг вы чувствуете, что что-то не так, сначала обратитесь к учителю. Возможно, он сможет с умом повлиять на ситуацию. Обращайте внимание на рассказы ребенка. Если он систематически жалуется, что одноклассники в шутку забрали пенал или закрыли куртку в раздевалке (и это происходит только с ним), все это элементы травли, пусть и неявной.  

Если проблема не решается, лучшим все же будет перевести ребенка в другую школу.

— Какие еще могут возникнуть сложности?

— Иногда от собственной тревожности некоторые папы и мамы попадают в так называемую «ловушку хорошего родителя». Они начинают рассказывать  ребенку, «как правильно», настаивают, чтобы он слушался, хорошо учился, хорошо себя вел, чтобы его любили (а это самое важное для малыша).

К сыну или дочке предъявляется целая куча требований, он должен делать так-то и так-то, нельзя говорить то-то и то-то… Ребенок в такой ситуации просто теряется. Он ведь еще пока не взрослый человек, у него нет своего жизненного опыта, и все ваши слова он воспринимает буквально.

Проще говоря, в данном случае родители не находятся со своим ребенком в одной команде. Они переходят на сторону учителя, администрации школы, в общем, чужих, по сути, людей. Ребенок же остается один.

— Чаще всего проблемы тут даже не у детей, а у взрослых. «Мой ребенок недотягивает, а должен быть лучшим. Если не лучший — я плохая мать (или отец)». Получается, чтобы стать хорошим родителем в собственном понимании, нужно переделать не себя, а ребенка. Что и выполняется. Вот такая простая логика.

Вместо этого лучше задайте себе вопрос: «Чем я могу помочь своему ребенку, как ОН себя ощущает, а не я?» Обязательно разговаривайте с малышом, проявляйте поддержку, она ему очень нужна. Только если ребенок чувствует, что родитель ЗА него, он придет и расскажет ему о своих неприятностях.

Но и гиперопека —  это тоже плохо. Будьте рядом, если нужно, но постепенно отпускайте сына или дочку. Например, начните делать домашнюю работу вместе, а через время предложите какие-то задания сделать самостоятельно.

Ваша задача — научить, КАК делать, поделиться опытом и обеспечить надежный тыл поддержки, но не выполнять обязанности малыша за него.

Фото: Дмитрий Рыщук

Источник: 103.by

На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.